?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Варианты на выбор

Уже не в первый раз сталкиваемся с предложением заказчика прописать в тексте договора «количество предоставляемых вариантов логотипа не менее двух (трёх, пяти)». Неоднократно приходилось вычёркивать из договора фразы типа «Исполнитель предоставляет Заказчику варианты до тех пор, пока предложенный вариант не будет утверждён». Конечно, иногда выбор очевиден.





С рекламными макетами такой очевидности нет. Понятно, что Заказчик старается оградить себя так от некачественной работы. Дескать, если будут варианты, значит, будет из чего выбрать. Но это ложное ощущение защищённости. С какой стати у разработчика, не имеющего возможности выдать достойное предложение, хватит сил разработать несколько достойных вариантов?


Представьте себя на месте заказчика, которому выдали это. Как вы будете выбирать?


    








На самом деле, заказчик платит деньги не только за разработку. Заказчик платит деньги ещё и за выбор, который профессиональный разработчик сделает за него. Вы же не любите делать выбор! Выбор — это ответственность за принятое решение. Решение, за которое нужно будет отвечать.

Зачем вам выбирать?! Большинство заказчиков не имеют даже представления, по каким критериям нужно делать выбор логотипа или рекламного макета. Реклама, фирменный стиль — это не обои в личную квартиру и не картина в спальню. Это — рабочие инструменты, которые имеют свои критерии эффективности. Какие измеримые показатели может назвать заказчик, решая, каким из предложенных вариантов воспользоваться? Единственный критерий большинства — нравится/не нравится. Есть ли логика в подобном решении? Нет, одни эмоции.

Из-за того, что Заказчик не знает, как выбирать, из-за того, что он не решается сделать выбор, согласование «из нескольких вариантов» превращается в изматывающее соревнование по внесению правок. Давайте отсюда возьмём это, а отсюда — это… А может чуть-чуть поправить? А если по-другому сделать? Давайте цвет поменяем! И так до тех пор, пока не прижмёт.

Какой выход? На согласование должен представляться один макет, в который допускается вносить исправления «по существу».


Чем лучше подготовился исполнитель, тем меньше будет исправлений в предложенный вариант.
Чем хуже подготовился (чем ниже квалификация), тем дальше от ожиданий заказчика будет предложенное решение. А «варианты на выбор» — это игра в угадайку, в которой одни проигравшие.

В общем, выбирайте не варианты.
Выбирайте правильного исполнителя.

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
ext_1174178
25 сент, 2013 03:10 (UTC)
Слышал мнение, что тут замешан простой психологический нюанс - заказчик часто считает себя крутым знатоком дизайна и всего прочего и ему хочется ощущать свою причастность к творческому результату.
И выбор для заказчика - элемент удовольствия и самореализации :), а не бремя ответственности за решения.

Знаю опытных дизайнеров, которые считают, что проще предложить три варианта (заказчик выбрал один, удовлетворился, или что-то перекомбинировал и удовлетворился на второй-третьей итерации, все счастливы), чем предложить один и неделями получать от заказчика требования изменений и чего-то совсем другого.

Но в плане развития заказчиков ваш пост выглядит весьма полезным.
taskandsolution
25 сент, 2013 04:25 (UTC)
Ну так!
В футболе и дизайне у нас все разбираются. Все ведь в детстве на ИЗО рисовали и мяч во дворе гоняли.
(Удалённый комментарий)
taskandsolution
25 сент, 2013 05:00 (UTC)
Конечно, под «исполнителем» понималась именно организация, а не конкретный дизайнер.

Спасибо за подсказку сделать «Пособие для заказчика» для домашнего прочтения. Хотя на эту тему уже столько всего написано...
Dmitriy Mironov
29 сент, 2013 14:18 (UTC)
Краткое пособие))
Сверху. Описание КТЗ (в вашей терминологии лого) в более расширенной Комбинированный Торговый знак. В названии все сказано - комбинация различных элементов. (знак, лого, слоган, 2 слоган, знаки доп. обслуживания, колористика и т.д.)

Под ним. Два столбца.
Слева бренд платформа - выгоды бренда, барьеры бренда, инсайты, эмоциональные выгоды и рациональные и т.д.
Справа инструментарий графемы и лексемы (вербальные и невербальные на современный лад). Знак, цвет, слоган, позиционирование, дизайн язык, лого, бренд история - все чем обладает агентство/дизайнер/коопирайтор/креатор.

Если что от есть (как правило нейминг, позиционирование, старый знак, стиль) указываете в ТЗ.
И помните этот процесс взаимен)))))))))))Вы изучаете нас, мы изучаем вас. У каждого свой язык любви.)))

Пример: допустим у вас сервис онлайн кредитования, один из главных барьеров боязнь нового финансового инструмента (а не обманут ли). На борьбу с этим барьером можно пустить цвет то бишь колористку. Спокойный зеленый и среднесерый . Ну как то так. И вы спокойно и методично работаете с инструментарием. А от творцов надо требовать чтоб они писали обоснование. Понятное если 1 вариант отдают там ппц какое должно быть обоснование. Ну думаю 3-5 вариантов можно требовать смело. Все зависит от конкуренции на рынке.

Изв за неровный почерк.))
mystafa
25 сент, 2013 06:58 (UTC)
На согласование должен представляться один макет, в который допускается вносить исправления «по существу».

Абсолютно согласен. Всю дорогу, так работаю. И ооочень редко кто просит два-три варианта, после того как ты озвучиваешь стандартные условия работы. Еще очень хорошо работают — сроки. Всегда поясняю что сроки это не только для меня. Это — общее явление и распространяется на нас обоих..
taskandsolution
26 сент, 2013 01:59 (UTC)
Совсем недавно отказался делать «два-три варианта на выбор» для того, чтобы «успокоить директора».

А по срокам есть такой положительный опыт.
Толковый заказчик попросил внести в план-график работ сроки, выделяемые на рассмотрение предложений, чтобы он мог свои этапы контролировать.
Dmitriy Mironov
28 сент, 2013 00:22 (UTC)
А 2 шапки смогешь? И две смогу.
А 4, 4 смогешь? И 4 смогу.
А восемь? Восемь смогешь? И 8 смогу...

Помнится мне один мультик)))
taskandsolution
28 сент, 2013 05:18 (UTC)
Правильный мастер спросит: «А зачем тебе? Сам носить будешь? Тогда одну. Или детям? Можно и две. А если на куклы для дочки, то и восемь можно сшить. Так зачем?»

:)
taskandsolution
29 сент, 2013 04:40 (UTC)
Посчитать трудно, так как не рассчитывались исходные показатели. Но «по ощущениям» очень хорошая отдача, влияющая на занятость как дизайнера, так и менеджера проекта.
yamagato
29 сент, 2013 13:12 (UTC)
"Нельзя управлять тем, что нельзя измерить", "То, чего нельзя измерить – не существует".
Заказчику за свои материальные и вполне ощутимые деньги хочется получить такой же ощутимый результат, пусть какой-угодно, но критерий. За неимением другого, критерием становится субъективное "нравится-не нравится". Лучше дать им те, которые заказчик сможет считать показателем эффективности и вставлять в отчет, и желательно в виде цифр.
taskandsolution
29 сент, 2013 13:59 (UTC)
Не совсем правильно выразился. Не с чем сравнивать. Не считали раньше, считаем сейчас: время, затраченное дизайнером и менеджером на работу после представления первых макетов. Производное значение -- стоимость часа дизайнера и количество законченных проектов в месяц. Считаем количество проектов, которые можно добавить в портфолио. Считаем, сколько времени проживёт реклама или фирстиль.
( 12 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Апрель 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки


Rambler's Top100





Рейтинг блогов
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner