?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Однин из главных продуктов Task & Solution Marketing — разработка стратегий продвижения. Поэтому я жадно читаю всё, что связано с этим предметом. Когда в поле моего зрения попадает бизнес-книга со словом «стратегия» в названии, я немедленно ставлю её в очередь. Так случилось и с книгой Марка Розина «Стратегия с чистого листа. Как перестать планировать и начать делать бизнес».




Первым неприятным звоночком стала часть названия «как перестать планировать». Затем звоночек превратился в сирену. Автор откровенно и неприкрыто заявляет с первых глав книги: «Стратегия — зло». Ей он противопоставляет оппортунизм — внимательное наблюдение за окружающей средой и чуткое реагирование на любую возможность.

Первое ощущение, что это манифест в стиле «Нас невозможно сбить с пути, нам пофигу, куда идти!»

Книга пестрит таблицами «стратег против оппортуниста», в которых стратегический подход постоянно проигрывает. Конечно же, автор опирается на свой богатый практический опыт работы в консалтинге. Примеры из жизни всегда ценны, но гонзо-стиль текста отталкивает. Неприкрытая негативная эмоциональность в описании «стратегов», откровенный троллинг мешают читать.

На деле, получается, что автор противопоставляет две роли в модели управления Адизеса. Администратора и Предпринимателя. Но они оба важны! Один отвечает за планирование и регламенты, другой — за внимательное наблюдение за новыми возможностями и угрозами. Они работают в паре. Нельзя исключать одного или другого — это приводит к хроническим проблемам.

Только моё личное любопытство заставляло продолжать перелистывать страницы. Приходилось продираться не только через вызывающую и оскорбительную риторику, но и через излишне путанные рассуждения, нагромождения таблиц и схем. То, что должно было сделать материал понятнее, на деле только запутывало и напускало тумана. Именно против такого подхода выступает Джек Траут со своей «Силой простоты».

На деле получалось, что автор, выступая против «стратегов», сам использует стратегические подходы в своей работе. Книга пестрит формулировками «у нас в ЭКОПСИ...». Да, примеров из личной практики много, но и тут и там натыкаешься на завуалированные стратегические подходы. И они проводят «стратегические сессии», «планирование», вводят регламенты и правила.

К середине книги начинает проявляться интересная картина.
Автор является ярким представителем неформальной организации — консалтинговой компании с плавающим штатом специалистов, нетиповыми работами и проектами и нестандартными задачами. Он тот самый оппортунист, которому необходимо чутко следить за конъюнктурой и немедленно реагировать на любые изменения среды.
Но он консультирует крупный бизнес, заводы, нефтяные компании с фиксированным штатом специалистов, отработанными технологиями и типовыми задачами. Стратегов, которым необходимо работать планомерно и системно. Но он насмехается над ними, рассказывая, какой он «белый и пушистый», а они «неповоротливые и консервативные».

Справедливости ради, нужно сказать, что в книге есть полезные главы.
Я с интересом прочитал об организации работы консалтинговой компании и коллектива аналитиков, консультантов и руководителей проектов. Это действительно полезно, но совершенно неожиданно. Рассказ о форме мотивации сотрудников, штатном расписании, должностных обязанностях и распределении ответственности — не совсем «стратегия».

В конце автор упоминает вскользь Адизеса, и приходит к его же выводам, что крайности губительны. Нужно уметь совмещать оба качества: стратегию и оппортунизм. Но это уже конец книги, до которого очень непросто добраться.

Совет дня.
Стратегия без тактики — долгий путь к победе. Тактика без стратегии — суета перед поражением.
Сунь Цзы.


Метки:

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
redjit
20 авг, 2015 04:04 (UTC)
ну нас то не проведешь;)

мы помни что говорил старик Фон Клаузевиц

"Стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами"
audumlo
20 авг, 2015 12:14 (UTC)
ну кроме "рекламы" ЭКОПСИ

мне показалось, что книга (и вокруг ряд статей Марка) - это невольная рефлексия того, что у нас в стране понимается под "стратегией" и что продают (подстраиваются под клиента) консалтинговые компании
taskandsolution
20 авг, 2015 12:22 (UTC)
Путанная какая-то рефлексия. Слов много, а смысла мало.
kofeman
20 авг, 2015 17:28 (UTC)
С точки зрения Оливера Уильямсона, оппортунизм является такой формой поведения экономического агента, когда им/ею предоставляется неполная или искажённая информация (в т.ч. обман, введение в заблуждение, искажение и сокрытие истины или другие типы запутывания партнёра). Подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии, что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Апрель 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки


Rambler's Top100





Рейтинг блогов
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner